Этнокультурный компонент
Государственная политика в области дошкольного образования на современном этапе обусловила необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в МАДОУ: в ситуации демократизации гражданского общества, всего полиэтнического пространства России одним из важнейших условий формирования подрастающего человека выступает этнокультурное воспитание.
Большое внимание уделяется этому направлению и в нашей Республике Коми. Правительство подготовило документы, с которыми мы предлагаем Вам ознакомиться:
- Закон Республики Коми «О государственных языках Республики Коми»
- Концепция развития этнокультурного образования в Республике Коми на 2016-2020гг.
Понять и принять других может лишь тот человек, который уважает и понимает самобытность собственного народа, знаком с историей родного края.
Основная образовательная программа нашего детского сада предусматривает реализацию регионального компонента. Этнокультурный компонент реализуется как часть непосредственно образовательной деятельности (НОД) в познавательном и художественно-эстетическом направлении в развитии воспитанников и составляет 10% от общего количества времени, реализуется со II младшей группы.
В ФГОС ДО определены принципы дошкольного образовании, одним из которых является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, учет этнокультурной ситуации развития детей.
Региональный компонент – это часть содержания предметов базисного плана, включающих материалы о регионе.
Этнос – исторически сложившаяся на определённой территории устойчивая совокупность людей, обладающая общими чертами и стабильными особенностями культуры и психологического склада, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием).
Основные направления деятельности МАДОУ по реализации регионального компонента:
- изучение национальных традиций и обычаев,
- воспитание любви к природе родного края и его обитателям,
- уважения к прошлому своего народа, любви к родному слову,
- преодоление социальной незрелости, формирование толерантного отношения к другим.
Ознакомление детей с народной культурой и традициями Коми народа происходит во всех видах деятельности, затрагивает все образовательные области: «Социально - коммуникативное развитие», «Художественное - эстетическое», "Познавательное развитие" и др. Принцип интеграции образовательных областей позволяет организовать эту работу интересно, разнообразно, так, чтобы всё, что мы, педагоги, хотим донести до детей, было воспринято ими глубоко и надолго.
Национально-региональный компонент предусматривает воспитание детей в среде с национальным колоритом.
На занятиях, в объёме Программы, основной её части, дети знакомятся с историей возникновения России и Республики Коми, достопримечательностями и выдающимися людьми нашей страны и нашей республики, обогащают знания о животном и растительном мере родного края, организуют выставки детских рисунков и поделок на тему.
В настоящее время нашими педагогами уделяется большое внимание проектной деятельности в реализации регионального компонента. Благодаря которой создаются презентации, фотоальбомы и коллекции, посредством которых ребята пополнят свои знания о малой родине и Отечестве.
Для обеспечения реализации этнокультурного направления в нашем детском саду создана эстетически привлекательная образовательно-культурная среда, направленная, прежде всего, на обеспечение духовно-нравственного развития и патриотического воспитания детей. Это, прежде всего: создание мини-музеев и уголков по этнокультурному компоненту, расположенных в групповых помещениях, стенда в коридоре детского сада «Республике Коми – 95!» и др.
Семья является главным источником народных традиций. Активное взаимодействие с родителями помогает собирать экспонаты для музея, фотоматериалы, проведение народных праздников с элементами регионализации, оформление развивающей среды. Одним из необходимых условий экологического воспитания является формирование у детей эмоционального отношения к миру природы родного края. Желательно, чтобы они радовались, огорчались, удивлялись природным объектам, чтобы мир природы сделался неотъемлемой частью мира ребёнка. Восприятие художественной литературы и фольклора - эффективное средство привлечения внимания дошкольников (сказки, легенды, потешки, поговорки, пословицы, загадки, которые легко и органично входят в жизнь ребёнка, вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, слова дети приобщаются к его красоте, чувствуют принадлежность к культуре своего народа, знакомятся и учатся любить мир).
Актуальностью воспитания детей дошкольного возраста с использованием регионального компонента становится жизненно-необходимой, приоритетной задачей в воспитании детей. А знакомство с окружающим миром, с литературой способствует развитию образного мышления, наблюдательности, внимания, активизирует речь детей, формирует целостность картины мира.
Таким образом, в современной системе дошкольного образования складываются новые модели организации воспитательно-образовательного процесса, охраны и укрепления здоровья детей в МАДОУ. Мы пришли к выводу, что одним из инструментов создания таких моделей выступает интеграция. Многие специалисты определяют ее как один из путей достижения качества образования, его обновления и эффективности в развитии личности ребенка, сохранения здоровья и свободного пространства детства.